2016 Достижения и перспективы развития


Информационное письмо организаторов конференции 2016
 Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в юбилейной XХ международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования: Достижения и перспективы развития», которая состоится 11-12 февраля 2016 г. по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова д. 11-13.
Регистрация участников в 10.00. Начало в 11.00.
Организаторы конференции:
Кафедра психологии СПб АППО, Городское методическое объединение педагогов-психологов  Санкт-Петербурга.
В работе конференции примут участие учёные и специалисты-практики учреждений образования Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России, стран СНГ и европейских стран.
Миссия Конференции: обсуждение достижений и актуальных проблем специалистов, работающих в системе образования; презентация передового опыта специалистов психологической службы в системе образования.
Классические и инновационные формы работы конференции будут посвящены:
- анализу современных методов оказания психологической помощи всем участникам образовательного процесса
- поиску новых форм профессионального взаимодействия специалистов сферы образования
- обсуждению актуальных проблем психологов, работающих в системе образования
- поиску эффективных приемов психологической помощи детям, подросткам, семье
- формированию психологической компетентности специалистов сферы образования
- совершенствованию профессионального мастерства педагогов-психологов
Направления работы конференции:
- Теоретико-методологические и организационные основы работы психологической службы
- Духовно-нравственные основы воспитания личности
- Личностный и профессиональный рост педагога и психолога
- Психологическое сопровождение семьи
- Инклюзия в образовании
- Конфликты и медиация в образовательной организации
- Интеграция основного и дополнительного образования в свете ФГОС
- Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов
- Психологическое сопровождение участников образовательного процесса
Все зарегистрированные участники, оплатившие оргвзнос, получат сертификат участия

Презентации пленарного заседания
С приветствием к участникам конференции
обратился  ректор СПб АППО Степан Васильевич Жолован.
Он наметил целевой ориентир психологической службы - обеспечить готовность системы образования к изменениям. 
Презентации докладчиков:

Профессиональный стандарт педагога-психолога: вызовы времени и перспективы развития
Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук,
заведующий кафедрой психологии СПб АППО

 Творческое мышление и инновационные технологии в развитии образовании
С.Г. Неговская, заведующая Университетской службой психолого-педагогического сопровождения
студентов РГПУ им. А.И. Герцена


Опыт и перспективы развития практической социальной 
психологии в школах-интернатах Цветкова
Надежда Александровна, доктор психологических наук,
профессор кафедры социальной и общей психологии
факультета психологии, социаль-ной медицины и
адаптационно-реабилитационных технологий РГСУ
(г. Москва)
Психологический потенциал школьной медиации
Иванова Елена Никитична, кандидат психологических наук,
доцент кафедры конфликтологии факультета философии и
политологии СПб ГУ, международно сертифицированный
медиатор

Отчет по секции 1  «Психологическое обеспечение образовательного процесса».
 Ведущие: Черняева Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии СПб АППО, Орлова Валентина Васильевна, педагог-психолог, методист ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района

Участвовало 28 человек. Было сделано 11 докладов по программе секции.

Все участники были заинтересованы, практически каждый доклад вызывал вопросы и заинтересованное обсуждение. Все участники показали владение терминологией ФГОС, понимание задач и проблем психологического сопровождения, чувство ответственности.
В докладах был представлен большой диапазон ОУ- академическая гимназия, школа для слепых и слабовидящих, школа-интернат- закрытого типа, СОШ с элементами инклюзии, ЦППС и т. п.
Среди проблем, обозначенных в докладах – недостаточность взаимодействия между различными специалистами ОУ и неразработанность диагностических материалов для оценки развития метапредметных и личностных результатов учащихся.
Участники секции выдвинули предложение об организации при кафедре психологии СПб АППО творческой группы по разработке тестовых материалов для оценки УУД и включении данных разработок в План -заказ кафедры на будущий год.
Презентации:
ЗайченкоТ.Г. Формирование ответственности у подростков в образовательной программе центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. 
 Резник С.В. Проблема преемственности между начальной и средней школой: психологическая готовность педагогов к реализации ФГОС ООО.
 Артемьева Л.В. Мониторинг метапредметных и личностных результатов учащихся начальной школы.
 Черкасова Е.В. ГБОУ Гимназия № 405 Красногвардейского района. Психологическое сопровождение основной образовательной программы ОУ в соответствии с требованиями
Мастер-класс «Текст, схема или комикс: особенности применения в учебном процессе»
Ведущая мастер-класса Гнедых Дарья Сергеевна, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет.
Участники мастер-класса познакомились психологическими исследованиями эффективности восприятия, запоминания и усвоения информации. В малых группах создавали слайды презентации, которые как мы предполагали, будут лучше доносить отрывочки текстов по психологии учения. Полезно, много нового, на что раньше не обращали внимания. Спасибо Дарье Сергеевне!
Мастер класс «Дневник достижений...» 
Снедзе Ольга Ивановна, заместитель директора по УВР ГБОУ НОШ № 453 Колпинского района Санкт-Петербурга провела мастер-класс «Дневник достижений как один из способов формирования личностных УУД младшего школьника».
Презентация
Отчет по секции 2 Психологическое обеспечение профессионального здоровья и роста педагога и психолога
Ведущие: Шингаев Сергей Михайлович, доктор психологических наук,  заведующий кафедрой психологии СПб АППО, Матузова Надежда Николаевна, педагог-психолог, методист ГБУ ДО ЦППМСП Невского района.
 На секции присутствовало 62 человека, Выступило с докладами 11 человек. Выступавшие продемонстрировали разнообразные технологии: формы организации  и методы работы по поддержанию профессионального здоровья педагогов. Участники секции стали участниками мини-опроса, проведенного Шингаевым С.М., направленного на выяснение способов поддержания профессионального здоровья.

Хочется отметить наиболее яркие выступления:
1.      Бузецкая Светлана Викторовна представила вниманию аудитории программу «Корпоративная культура как система сопровождения личностно-профессионального развития педагогического коллектива», которая реализуется в ГБУ ДО ЦППМСП Курортного района;
2.      Винникова Ольга Евгеньевна- педагог-психолог 68 детского сада Красносельского района рассказала о системе профилактических мероприятий, проводящихся на базе их ГБДОУ для сотрудников учреждения:
3.      Захарова Евгения Валерьевна педагог-психолог школы олимпийского резерва представила интересный семинар-тренинг для преподавателей.
Эти три выступления были названы участниками секции как наиболее запомнившиеся, как те, которые хотелось бы рекомендовать для проведения в различных образовательных учреждениях нашего города. интересно, что здесь представлены все виды образовательных учреждений – психологический центр, школа, детский сад.
При подведении итогов секции  большинство высказалось за формулировку – «профессиональное здоровье», его поддержание, нежели «профилактика эмоционального профессионального выгорания». По аналогии несколько лет назад в медицинских учреждениях нашего города из названия профессии «невропатолог» исчезла «патология» и осталось название «невролог».
Мастер-класс «Интернет – зона радости» 
Ведущий: Котова Светлана Александровна, педагог-психолог ГБДОУ ЦППМСП Колпинского района.
Представление опыта работы по программе «Дети в Интернете. Основы безопасности».
На мастер-классе  присутствовало 34 человека.
Мастер-класс был заявлен на крайне актуальную тему – взаимодействие детей и Интернета. Обсуждались психологические и педагогические подходы защиты детей от материалов «недетской тематики», а также обучение детей методам защиты их компьютеров от вредоносных программ и интернет-атак. Мастер-класс проводился в игровой форме; участники мастер-класса погрузились в атмосферу занятия с подростками. Работа проходила в быстром темпе; смена видов деятельности, использование наглядных материалов: презентаций и мультфильмов, - все это держало слушателей в состоянии постоянного интереса.
В процессе мастер-класса обсуждались проблемные задачи, психологи участвовали в ролевых сценках, выполняли творческие задания. По отзывам слушателей, мастер-класс был настолько интересным, что не хватило времени обсудить все актуальные вопросы.
 Отчет секции 3 «Психологическое сопровождение семьи и основы духовно-нравственного воспитания личности»
В работе секции приняло участие более 50 специалистов различных районов Санкт-Петербурга.
Тема секции вызвала большой интерес. Основное внимание было уделено детско-родительским отношениям,
здоровью семьи и возможностям развития партнерства и сотрудничества специалистов, работающих с семьей.

Вниманию участников секции были представлены 14 докладов (19 выступающих).
Не оставили равнодушными выступления, посвященные проблеме взаимозависимости в семье, исследования,
посвященные сравнению представлений детей и их родителей о времени, проведенном в Интернете,
подстерегающих опасностях и возможностях, методах безопасного использования электронных ресурсов.
Оказался интересным сравнительный анализ отечественных и зарубежных мультфильмов, рекомендуемых
психологами к просмотру детям. Обсуждались трудности в работе специалистов служб сопровождения
с детьми группы риска, с асоциальными семьями.

Участники секции имели возможность обсудить результаты исследований,
задать вопросы по актуальным для них темам, высказать свое видение решения
тех или иных трудностей, наметить перспективы развития служб сопровождения.
Отчет по секции 4 "Методы психологической помощи обучающимся и школьная медиация"

Ведущие: КАМАКИНА Оксана Леонидовна, КУЗЬМИН Георгий Сергеевич.
На секции присутствовало 29 человек. Выступило с докладами 7 человек.
На секции прозвучали следующие выступления:
1.    АЗОВЦЕВА Наталья Владимировна представила вниманию аудитории программу тренинговой работы с шестиклассниками по обучению эффективному поведению в конфликтных ситуациях, которая реализуется в школах Центрального района;
2.    ХОЛОДОВА Юлия Борисовна, педагог-психолог Московского района,  затронула тему буллинга среди подростков и возможных профилактических мер в данном направлении, реализуемых в ОУ Московского района;
3.    ПАВЛОВА Екатерина Владимировна, педагог-психолог Колпинского района, представила вниманию аудитории алгоритм «технологии разрешения внутришкольных конфликтов» с помощью посредника, цель которой – не наказать виновника, а помочь ему справиться со своей бедой, разобраться в ситуации;
4.    ВИНОГРАДОВА Анна Анатольевна, педагог-психолог Пушкинского района, рассказала о том, каким образом строится в ОУ района работа с будущими медиаторами из числа учащихся;
5.    СУДАКОВА-ГОЛЛЕРБАХ Татьяна Николаевна, социальный педагог и одновременно руководитель школьной службы медиации в своем ОУ, подняла тему мотивации детей участвовать в деятельности службы медиации;
6.    В завершении работы секции её ведущие, КАМАКИНА О.Л. и КУЗЬМИН Г.С., подняли тему «Специфики роли медиатора при разрешении школьных конфликтов», сделав основной акцент на внутриличностном ролевом конфликте, неизбежно возникающем у медиатора, одновременно являющегося педагогом. Это выступление стало также анонсом мастер-класса следующего дня конференции, посвященного именно этой проблеме.
Участники секции выразили удовлетворенность ее работой, а также полученной возможностью обсудить многие вопросы, волнующие сотрудников школьных служб медиации, неизбежно возникающие в процессе налаживания деятельности этих служб в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
 Отчет о секции №4 а. Школьная медиация.
Ведущие секции: Камакина О.Л. , Кузьмин Г.С.
    Участвовало 30 человек.
    Было сделано 10 докладов по программе секции.
Все участники были заинтересованы, практически каждый доклад вызывал вопросы и заинтересованное обсуждение.
В докладах был представлен большой диапазон ОУ - высшие учебные заведения, гимназии, общеобразовательные и
коррекционные школы, детские сады.
Среди проблем, обозначенных в докладах – организационные и методические трудности внедрения метода
медиации в образовательный процесс.
Организационные сложности секции рекомендации на будущее.
Секция была образована спонтанно, путем отделения от секции №4.
В будущем необходимо рассмотреть вопрос о возможности выделения самостоятельной секции,
посвященной проблемам медиации.

 Отчет о мастер-классе«Специфика роли медиатора при разрешении конфликтов в школьной среде»
Ведущие: Кузьмин Георгий Сергеевич, методист, Камакина Оксана Леонидовна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Кировского района Санкт-Петербурга;
Пикман Ирина Александровна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга.
Куратор:
Новоселов Владимир Николаевич –старший преподаватель кафедры психологии СПбАППО.
В работе мастер-класса участвовало 48 человек.
На мастер-классе рассматривалась проблема внутриличностного ролевого конфликта в деятельности школьного медиатора,
его формах и причинах возникновения. Мастер-класс проводился в форме групповой дискуссии с элементами ролевых игр.
Мастер-класс вызвал значительный интерес участников.
 Отчет по секции 5 Психологическая помощь детям с ОВЗ и их семьям.
Ведущие: Розет Марина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии  СПб АППО, Беляева Людмила Иннокентьевна, педагог-психолог, методист ГБУ ДО ЦППМСП Колпинского района
На секции присутствовало 33 человека. Было заявлено 12 выступлений, выступило 16 человек.
На секции затрагивались следующие  темы:
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. В рамках этих выступлений рассказывалось об опыте и методах работы с родителями, например, «Степ-тренинг»  для родителей детского сада детей с различными нарушениями (ДЦП, нарушение интеллекта).
Работа с детьми с нарушениями органов зрения и слуха. Большой интерес вызвала методика жестового пения,  инклюзия детей с нарушением зрения, особенности сопровождения детей-сирот с нарушением слуха.
На секции были гости из Колледжа Петро Строй Сервиса и клинический психолог детского санатория «Солнечное».
У слушателей вызвала большой интерес работа с детьми с синдромом Дауна и с ДЦП методом дистанционного обучения.
На секции удачно сочетались доклады, презентации и мини-мастерклассы, такие как жестовое пение под музыку и кинезиологические упражнения.
В результате совместной работы произошел обмен мнениями и адресами.
   Отчет по секции 6. Психологические особенности и проблемы обучающихся
Ведущие: Алёшин Виктор Николаевич, к.п. н., доцент кафедры психологии СПб АППО, Ключенкова Наталья Ивановна, педагог-психолог, методист ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района СПб
В работе секции приняло участие 34 специалиста службы сопровождения: 33 человека из 12 районов СПб, 1 человек из Ленинградской области (Приозерский район) Было заслушано 11 докладов.
 ГБОУ ЦПМСС Красносельского района СПб. Снижение мотивации к обучению у младшихшкольников как мультидисциплинарная проблема современного образовательногопроцесса. Варламова Елена Николаевна и Седунова Ирина Сергеевна рассказали о проблемах выученной беспомощности, о блокировке поисковой активности ребенка и как следствие снижение мотивации, прогностических способностей, уход в зависимости (игровая, наркотическая и др.), противоправное поведение, жалобы родителей на лень и скуку ребенка. Были предложены пути преодоления беспомощности: положительное подкрепление, дать право на ошибку, понимание смысла учебной деятельности, поддерживать поисковую активность ребенка, радоваться результатам его усилий, успехам, давать позитивную обратную связь. Процесс мотивации ребенка - это ежедневная работа взрослых (родителей, учителей), включение в его жизнь, интересы, устремления.
ГБОУ лицей № 395 Красносельского района СПб. Психологические аспекты межличностного взаимодействия в детском коллективе: «отверженные» дети. Изосимова Валентина Витальевна рассказала об изгоях в классном коллективе, о реакциях окружающих их одноклассниках. Кто в случаях травли является жертвой, кто зачинщиками, кто преследователями, а кто наблюдателями. Очень четко в выступлении были обозначены зоны ответственности участников в процессе урегулирования отношений. К вопросу о соотношении памяти и интеллекта дошкольников.
ГБДОУ № 35 Московского района СПб. Душабаев Зафаржан Раимжанович пригласил проанализировать что влияет: память - опыт- интеллект - внимательность. Разбирались, что выбрать в качестве доминанты. Интересен был вывод, что развитие интеллекта происходит в процессе решения проблем, которые новые и не заложены в памяти. Все с уважением отнеслись к тому, как многолетний опыт работы стимулирует к научным исследованиям.
ГБОУ СОШ № 141 Красногвардейского района СПб. Особенности восприятия информации у современных первоклассников. Жекулина Татьяна Михайловна поделилась результатами своей работы. По данным диагностических обследований у первоклассников на начало учебного года зрительное восприятие информации преобладает над слуховым, снижается мотивация к обучению. По данным анкетирования родителей их дети в свободное время более 2-х часов в день смотрят ТВ или играют на планшете. Дети не слышат!!! Слуховое внимание развивается слабо!
ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района СПб Коучинговый подход в образовании. Коррекция тревожности. Ключенкова Наталья Ивановна рассказала о применении коучингового подхода в решении многих проблем обучающихся (например, снижения тревожности, повышения самооценки). Коучинг - это форма консультативной поддержки и сопровождения, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков. Были показаны некоторые упражнения, мотивирующие на движение вперед. Методики коучинга помогают обучающимся раскрыть свой потенциал, добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.
ГБДОУ № 14 Невского района СПб. Взаимосвязи креативности и свойств личности дошкольников.  Одаренных детей много особенно в дошкольном детстве. Почему после детского сада их намного меньше. Что подавляет - школа??? семья???? С этими вопросами разбиралась Тимофеева Юлия Анатольевна.
Лицей "Тутти" Центрального района СПб. Особенности мотивации учения обучающихся в образовательных организациях с углубленным изучением различных предметов. Троицкая Галина Юрьевна поделилась своими наблюдениями об особенностях мотивации обучающихся в школах гуманитарного, естественно-научного, физико-математического и художественно-эстетического циклов. Отметила, что обучающимся в музыкальном лицее намного сложнее сдавать итоговые аттестации. У них низкий уровень ориентации на оценку и на знания. В мотивации к обучению преобладают узкие социальные процессы: нравится учитель или предмет легко усваивается. Музыкально-одаренных учащихся - особый %, а что делать остальным после школы. Как сопровождать их? Какую взять программу? Как работать с родителями?
ГБОУ Гимназия № 441 Фрунзенского района СПб. Сравнительный анализ ценностных предпочтений подростков и их родителей. Тумарова Наталия Владимировна рассказала о результатах проведенного диагностического обследования, где сравнивались ценностные ориентации подростков 14-16 лет и их матерей (всего 50 пар). Семья - фактор формирования ценностной системы подростков. Полученные результаты таковы: в системах ценностей существуют некоторые различия (учитывая возрастные особенности подростков); подростки имеют хорошие представления о ценностных ориентациях матерей, а мамы недооценивают своих детей; подростки и родители понимают и принимают иерархию ценностей друг друга, что, возможно, помогает избегать внутри семейных конфликтов.
ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района СПб. Дети с девиантным поведением в условиях системыобразования: проблемы и возможности развития. Коновалова Юлия Александровна и Сазонова Анна Владимировна рассказали об эмоциональных, поведенческих, познавательных особенностях детей с девиантным поведением, особенностями их взаимоотношений. Предложили способы работы с этими детьми и их родителями. Если у детей есть диагнозы (даже если родители их замалчивают), психологу надо знать свои границы и перенаправлять таких клиентов к другим специалистам (психотерапевтам, психиатрам).
ГБОУ ЦПМСС Красносельского района СПб. Опыт оценки и развития УУД. Гаврилова Елена Владимировна поделилась своим опытом работы по оцениванию познавательных УУД.
Аттестация педагогов-психологов. Эксперт ГАК Васильева Татьяна Викторовна рассказала о правилах заполнения экспертного заключения, обратив внимание на пункты, которые вызывают наибольшую трудность при подготовке индивидуальной папки профессиональной деятельности.
Из отзывов о работе секции:
- Было очень познавательно
- Интересно и приятно слушать выступления докладчиков
-Приятно иметь возможность задать вопросы и расширить свои познания
-Приятная заинтересованная атмосфера работы на секции импонирует
- Спасибо всем участникам!
Предложения:
1.       В следующих конференциях стремиться создавать секции или подсекции для психологов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. (Душабаев З. Р.)
2.       Публиковать сборник статей в бумажном варианте. (Душабаев З. Р.)

1 комментарий:

  1. Максимальная урбанизация мегаполисов и напряженный ритм существования человека в современном мире поднимает специализацию психолог на самые востребованные позиции в любом типе и виде человеческой жизни, ведь много чаще стали звучать с экранов телевизоров новости об нервных срывах и трагедиях последующих за ними

    ОтветитьУдалить